Slider Background

января 2010

Итоги 2009 года

Сейчас мы подводим итог 2009 года. Год получился интересным, и многое удалось. Мы внедряли перекрестную проверку кода, сняли новый офис и запустили HelpDesk и CRM. Но обо всем по порядку.
  1. На треть увеличился коллектив. Мы приняли 13 человек, у нас уволилось двое, при этом в обоих случаях увольнение произошло, скажем так, по обоюдному желанию. Так что текучка в этом году отсутствует. Хотя и в позапрошлом году мы потеряли только одного человека. Так что в этом плане мы не утратили прошлогодних позиций и даже их улучшили.
  2. Увеличились объемы проектов и продаж. Что важно – увеличился объем техподдержки –денег, постоянно получаемых за поддержку наших продуктов, которые дают стабильный абсолютно прогнозируемый поток денег вне зависимости от других крупных проектов. Что интересно, в общей сумме доходов темп их увеличения превысил темп увеличения коллектива. Так что и в целом и в пересчете на одного сотрудника мы стали работать лучше.
  3. Мы получили несколько новых проектов у одного из наших ключевых заказчиков – ЦДУ. Осталось их сделать. Плюс мы обрели еще одного крупного заказчика – МОЭСК, будем укреплять наше сотрудничество.
  4. Мы сняли новый офис. Раньше мы сидели на двух площадках вместе с коллегами из других фирм группы компаний. А сейчас мы занимаем один из двух этажей в старом офисе и весь новый офис целиком. О, как мы его искали, сколько обошли помещений! Зато сейчас у нас пара офисов на расстоянии пяти минут ходьбы друг от друга, объединенных общей сетью. Пора задумываться об одном большом офисе.
  5. Про улучшения наших процессов разработки хорошо написал Сергей в посте “Тест Джоэла для СМС-ИТ на конец 2009 г.”.
  6. У нас появился выделенный отдел продаж, вернее как он у нас называется, отдел по работе с клиентами. Мы стартовали активные продажи ПК Заявки (это наша разработка) и Softing (это отдельное, не очень типовое для нас направление, о нем расскажу отдельно). В результате кроме увеличения дохода мы получили бОльшую (ударение на первый слог) предсказуемость поставок.
    Вообще, у нас есть два направления работы: разработка новых продуктов и продажа существующих. И если по первому мы всегда активно искали проекты, то по второму клиенты выходили на нас самостоятельно или мы их находили случайно. Теперь появилась методичность. В итоге мы теперь не просто радуемся новым поставкам, но и можем заранее планировать финансы и загрузку людей.
  7. У нас появился собственный HelpDesk. Теперь там ведется вся работа по техподдержке с нашими заказчиками, которые создают там запросы, а мы на них отвечаем. В итоге все участники получают уточнения и ответы по электронной почте и могут посмотреть историю решения вопросов на сайте. Отчеты по работе, списки задач для исполнителей и много другое получаются автоматически. Стало намного удобнее.
  8. Мы сделали два, на первый взгляд несвязанных, шага, объединенных одной общей идеей. Мы начали вкладывать деньги в рекламу и в улучшение внешнего вида наших приложений. Т.е. деньги ушли не на зарплату, аренду или налоги и не на закупку новой техники, а на вещи эфемерные и, как бы так сказать, не являющиеся жизненно необходимыми.
    • Мы стали спонсором первой в России международной конференции «Эффективные технологии управления производством», проводимой организацией MESA. Мы подготовили рекламу, раздали брошюры, приняли участие во всех мероприятиях. В рамках конференции мы рассказали про собственную разработку ПК Инфоконт и про наш опыт внедрения в Волжской ТГК. Это стало одним из наших шагов к продвижению ПК Инфоконт на российском рынке. К тому же, участвуя в мероприятиях организации MESA, мы укрепляем свои позиции как разработчика MES систем.
    • Мы провели рестайлинг ПК Инфоконт, заказав новый дизайн интерфейса у наших друзей из фирмы Турбомилк. В итоге у нас появился очаровательный символ – осьминог (одна голова, много лап, никакая информация не пройдет незамеченной). Он и его щупальца появились в иконках и логотипах приложений. Также все экраны в интерфейсе пользователя обрели гармоничные сбалансированные цвета, красивые иконки и законченный вид. Плюс увеличилась дружественность интерфейса. Про то, как мы проводили рестайлинг, и что в итоге получилось, я напишу отдельно.
    Что объединяет эти два события. Они имеют статусный характер. Мы вышли на новый для нас уровень и начали делать то, о чем год назад не могли и подумать. И это только начало.
И главное, мы не ныли про кризис, а много работали и добились большего темпа роста, чем в последние два года. Теперь главное не останавливаться.
Подробнее

Как мы учимся чему-то новому

У нас есть 3 любимых способа, как научиться чему-то новому, которые неплохо работают.
1) Мы читаем.

Мы читаем умные книги.
Мы очень любим читать умные бумажные книги. (Хотя при случае не брезгуем и электронными).
В СМС-ИТ принято удобная традиция. Если разработчик считает, что ему для работы или развития необходима та или иная книга, он идёт в свой любимый книжный магазин и покупает её. (На самом деле, выбор любимых книжных невелик. Это либо Чакона, либо Озон, ставший недавно доступным и в Самаре, после того как тут открылся его пункт выдачи заказов).
Я люблю пользоваться этой возможностью. Мы с женой часто бываем в Чаконе. Пока она пропадает в отделе учебников и всяких пособий, я иду в свой компьютерный отдел. Я люблю ходить вдоль полок и читать названия всех книг подряд. Во-первых, просто интересно, какие книги в принципе есть, не появилось ли чего-нибудь нового. А во-вторых, я до сих пор не могу понять систему Чаконы, по которой книги стоят на полках. Даже когда точно знаешь, что ищешь, всё равно единственный шанс найти нужную книгу – это просмотреть все полки. Например, в разделе «Интерфейс» книга «About Face» Раскина мирно соседствует с «Программируем интерфейс RS-232».
Чему мы научились благодаря первому способу:
  • Общие правила оформления исходного кода. Сейчас мы составили, и главное, внедрили такие правила для Delphi. Для других языков – PHP и C#, есть некие наброски, но они пока не такие вылизанные, как для Delphi.
  • Теория перекрестного рецензирования кода.
  • Написание спецификаций. Функциональных и технических.
2) Мы учимся у друзей.

Для этого есть другая удобная традиция. Когда мы хотим научиться чему-то, мы учимся этому у наших друзей.
Не все можно прочитать в книгах. Часто, когда читаешь про какую-нибудь методику, можно понять, что делать, иногда даже – как делать. Но сложно найти такие полезные вещи, как «хорошие практики», или «трудности, с которыми придется столкнуться», или «какой инструмент выбрать».
Хорошо, когда есть возможность не собирать все шишки самому, а спросить того, кто уже сделал это до тебя.
Самара не очень большой город. В нём вряд ли наберется больше 10 серьезных программерских контор. Что такое серьезная программерская контора? Это хитросплетение людей, процессов и технологий –в результате выдающих качественные востребованные продукты, имеющие большое количество установок.
Это либо филиалы западных компаний, либо местные товарищи, но работающие опять-же преимущественно на запад. СМС-ИТ среди них выглядит такой белой вороной – и сами местные, и пишем для наших.
Но самое интересное, что все в этой тусовке так или иначе знают друг друга.
Как любит рассказывать Андрей, происходит это так. Мы выбираем знакомого, который знает что-то интересное нам, бухаем выпиваем с ним, и исподволь спрашиваем, а что он думает про интересующий наш вопрос.
Бывает по-разному. Иногда мы приглашаем друзей к нам, показываем им нашу карту, и плавно подводим к заветному шкафчику-бару. Иногда мы сами берем что-нибудь из этого шкафчика и едем в гости к друзьям. Бывает, что встречаемся где-нибудь в Бирхаусе на нейтральной территории. Но неизменным остается состав и сценарий встречи: мы, друзья, что-нибудь в бутылке, расходимся поздно, наутро пытаясь вспомнить, о чем-таки вчера мы говорили J.
Чему мы научились благодаря второму способу:
  • Практика перекрестного рецензирования кода. (тема для отдельной статьи) Нам рассказали многие закулисные детали этого процесса и разные хорошие практики в одной отдельно взятой конторе.
  • Корпоративный блог (да-да, вот этот самый). Прошло чуть ли не пол года, пока эта идея не вылилась во что-то осязаемое.
А еще этим способом мы учились активным продажам. Хотя результат получилось немного неожиданный. Мы решили встретиться с нашим другом, который знал этот вопрос – так у нас появился новый начальник отдела по работе с клиентами.
3) Конференции, выставки и прочие семинары.
Очень похоже на второй способ, но изначально мы идем туда слушать, хотя кончается тем же.
Что мы получили благодаря третьему способу:
  • Balsamic Mockup – просто клёвая программка для прототипирования интерфейсов. Любовь с первого взгляда.
  • Вики – общее хранилище всей информации по проектам и процессам. Рассказали ребята из Яндекса. До этого у нас были какие-то смутные мысли по этому поводу, но только после фестиваля 404 встали все точки над i. Сейчас у нас классная Вика, и наполняется всеми со страшной скоростью и большим удовольствием. (тема для отдельной статьи)
Подробнее