Slider Background

июня 2010

Адизес. Две книги по менеджменту изменений, которые обязательно нужно прочитать

Месяц назад в моей жизни появился Адизес. В тот день наши разработчики вернулся с конференции Software People 2010. В одном из докладов, сделанных Асхатом Уразбаевым, упоминалась методология Адизеса и был дан жизненный цикл фирмы от возникновения до смерти. Сергей Парфенов, руководитель разработки нашей фирмы, тут же купил книгу “Управление жизненным циклом корпорации”.


Далее я поступил как лиса в сказке (пустите меня на лавочку, хвостик под лавочку…) — в итоге книга оказалась у меня. А потом я уже сам пошел в магазин и купил еще одну, красную (улыбка). Она называлась “Стили менеджмента — эффективные и неэффективные”
.

В этих книгах последовательно и методично прорабатываются следующие идеи.
  • Организация за свою жизнь проходит несколько этапов (см. рисунок).

  • На каждом этапе она сталкивается с нормальными и аномальными проблемами, которые Адизес очень точно выделяет. Кстати, за свою жизнь я работал в нескольких фирмах, занимая разные позиции, а также имел возможность наблюдать за другими компаниями. На мой взгляд, Адизес в своих классификациях чертовски прав.
  • При переходе между этапами организация меняется и может завалиться в одну из ловушек, Адизес их достаточно точно описывает.
  • На каждом этапе требуется руководители, обладающие различными сочетаниями производительного (P), администраторского (A), предпринимательского (E) и интегрирующего (I) начал. В сумме получается к сожалению недостижимая для одного человека комбинация PAEI. Отсутствие или наличие этих начал в комбинации двигает организация вперед, отбрасывает назад или загоняет в ловушки.
  • Каждому этапу свойственно различное сочетание полномочий и ответственности, которыми организация наделяет исполнителей. Их сочетание обозначается CAPI и также методично рассматривается Адизесем.
Все этапы кривой жизни фирмы от рождения до смерти, все начала, полномочия и ответственности Адизес описывает очень подробно и вдумчиво. И что интересно, все, о чем он говорит, не противоречит нашим российским реалиям. Скорее всего это происходит потому, что Адизес описывает универсальные вещи, которые выходят за рамки стран и культур.

Подводя итог – книги очень полезные, среднее сочетание идей на страницу текста на порядок выше чем обычно встречается. При этом книги написаны понятным и доступным языком, а картинки и забавные вставки делают чтение не только полезным, но и приятным.

Чем книжки полезны именно мне
Первое, книги дали ключ к распознаванию своего стиля и выделения точки кривой жизни, в которой находится наша фирма. Это знание дает возможность понять, что надо поменять в себе самом, чтобы стать эффективнее. Также это знание дает возможность выделить недостаточно сильные компоненты PAEI и начать поиск людей для их усиления.

Во-вторых, я получил очередное подтверждение, что организации принципиально разные и дело не в людях, которые там работают, а все глубже. И поэтому в общении с другими организациями можно попытаться подстраиваться под их стиль. При этом можно заранее понять, чего ждать и подо что подстраиваться, просто выявив место организации на ее кривой жизни.

В-третьих, есть то, что я давно знал, но стеснялся в этом себе сознаться. И теперь я получил подтверждение. Итак. Проблемы – это нормально (если это нормальные проблемы). И не надо мучится от того, что они появляются. Ведь если есть проблемы, значит фирма жива.
Есть и другие полезности, но это уже личное (улыбка).
Подробнее

Внутренний блог компании - разработчика ПО

 
Идея внутреннего блога компании витала в воздухе давно, но была реализована вот только что. Здесь я расскажу, зачем он нужен и как мы его сделали. Сразу уточню, этот наш внутренний ресурс, доступ к нему имеется только у наших сотрудников.

Зачем он нужен

Чтобы ответить на этот вопрос нужно представить себе жизнь фирмы-разработчика ПО. Итак, как говорил мой знакомый капитан военного корабля, а теперь процветающий предприниматель, сначала вводная. Есть фирма, занимающаяся разработкой и внедрением собственного ПО. Коллектив в количестве 50 человек сидит в двух офисах. В фирме есть отделы разработки, тестирования, внедрения и техподдержки. В разработке находится около 5 продуктов, параллельно ведутся пара десятков проектов разной сложности.
С определенного момента мы начали понимать, что стали страдать коммуникации.
Люди из разных проектов не знают о работе друг друга. Да и не только в разных. Очень нужный здесь и сейчас человек оказывается в длительной командировке или отпуске. Информация передаются по почте, джаберу или изустно. В итоге либо тратиться много времени на донесение информации, либо начинаются сбои. Это нам надоело.

Как мы его сделали

У нас есть наша любимая Вика. Там лежат все наши спецификации и прочая важная информация. На ее основе и был сделан внутренний блог. При этом было два задачи – сохранить все удобства хранения информации и совместной работы в Вике, но при этом сделать более удобным ввод информации.
Удобство - обязательное условие, без этого средство будет использоваться крайне неохотно. Для обеспечения удобства нам потребовалось сделать два усовершенствования. Первое - сделать удобную форму создания новых тем. И второе – организовать rss подписку, позволяющую получать почтовым клиентом все или выборочные сообщения.
К сообщениям в блоге мы подсоединили теги. По ним есть удобный поиск. Например, можно посмотреть все сообщения, связанные с одним из продуктов.
Что мы постим в блог:

  • сообщения о выпуске релизов и итогах тестирования;
  • сообщения о выпуске новых спецификаций по значимым темам;
  • ссылки на планы релизов;
  • протоколы по результатам выпуска релизов;
  • архитектурные изменения, переход на новые версии компонентов;
  • ноу-хау, интересные для многих;
  • отпуска, больничные, командировки;
  • и многое другое.

Зачем все это надо с научной точки зрения

Когда фирма маленькая и все сидят в одной комнате, то идея внутреннего блога может вызвать только насмешки. Но с ростом количества народа растет количество взаимосвязей. Иногда информация не доходит до адресата только потому, что ее забыли послать. Причем при росте количества людей количество взаимосвязей растет не линейно, а по экспоненте. Внутренний блог является единой точкой ввода и доступа к информации, он побеждает ту самую экспоненту.
А еще сообщения в блоге показывают живую картину работы над проектом в частности и фирмы в целом. И это здорово!
Подробнее